Подробнее о компании
Театр «Ильхом» – один из первых в истории бывшего Советского Союза профессиональный негосударственный театр – был основан в 1976 году режиссером Марком Вайлем и группой выпускников Ташкентского театрально-художественного института. Театр с самого начала складывался как ансамбль, состоящий из свободно импровизирующих, чутко слышащих и понимающих друг друга солистов.
Первоначальное название ЭСТМ «Ильхом» (экспериментальная студия театральной молодежи – актеров, художников, музыкантов, театроведов).
В молодом театре дебютировала молодая драматургия – А.Вампилов, С.Злотников, Ш.Башбеков, Ч.Гусейнов, Л.Разумовская, названная впоследствии драматургией «новой волны». Встреча с драматургией своего поколения оказалась для актеров наилучшим, уникальным способом самовыражения.
Прошли годы. С 1985 года наступило время свободы. К этому периоду «Ильхом» успел обрести известность. Как истинно независимый театр, в чём-то опередивший время, он успел многое сказать миру перед грянувшей Перестройкой и потому не захотел повторяться. Примерно с 1986 по 1990 гг. – «Ильхом» потерял интерес к пьесам со словами и надолго погрузился в экспериментальную работу над спектаклями без слов. Спектаклями-действиями, визуальным театром-метафорой, театром клоунады. Началась жизнь фактически нового «Ильхома». Актеры, которые играли спектакли «Регтайм для клоунов», «Кломадеус», «Петрушка» принесли в «Ильхом» новую энергию и ощущение театра нового времени.
С 1989 года наступила пора создания на базе театра своей Студии драматического искусства, можно считать, начался следующий, точнее третий этап жизни театра «Ильхом». Выпускным спектаклем I студии (1993 г.) стал объединяющий «ильхомовские» поколения спектакль-фантазия
Репертуар театра того периода, казалось бы, состоял в большей степени из, так называемого, «классического наследия», но его прочтение настолько не тривиально, что реакция на спектакли «Ильхома» не однозначна – от полного шока и отторжения до восторга. Ценность репертуара театра в его разнообразии. Диптих по Пушкину: провокационно яркий спектакль «Свободный роман» (так сам автор называл свой роман в стихах «Евгений Онегин») и мультимедийная мистерия «Подражание Корану».
Спектакль по ранним комедиям А.Чехова «Лаборатория доктора Чехова», одна из самых популярных пьес современного мирового репертуара – пьеса «Art» А.Реза и психологическая драма «Братья и Лиза» А.Казанцева. Современное прочтение классики – «ОБЛОМ-off» М. Угарова, диптих по пьесам-бестселлерам Э. Олби «Случай в зоопарке» и «Три высокие женщины». «Полеты Машраба» – игра с мифами и текстами, оставленными одним из самых культовых поэтов-суфи в истории Центральной Азии (совместно с Vorhoelle Вена) и «Радение с гранатом», основанный на сюжетах живописи Александра Николаева (Усто Мумина) –
Театр «Ильхом» всегда идентифицировал себя как ташкентский театр – театр города, где всё и все давно перемешаны и на улицах звучат разнообразные наречия, поэтому на его сцене звучит одновременно и русская, и узбекская речь. А в таком многолетнем хите репертуара как «Счастливые нищие» герои говорят, как минимум, на четырех языках: русском, узбекском, итальянском, идиш.
Четвёртый этап творческой жизни театра «Ильхом» начался после трагического события 7 сентября 2007 года – гибели его бессменного руководителя и основателя – Марка Яковлевича Вайля. В память о нём «Ильхом» стал называться театром Марка Вайля. Художественным руководителем театра Марка Вайля «Ильхом» стал актёр Борис Гафуров.
Современный репертуар «Ильхома» отличается многообразием – от произведений мировой классики
За последние 17 лет спектакли театра «Ильхом» были представлены на более чем 35 Международных театральных фестивалях в 22 странах мира, в том числе – Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Голландии, Дании, Норвегии, Ирландии, Югославии, США, России, Японии, Франции, Польше и др.,
о Самарканде на основе комедии К.Гоцци «Счастливые нищие». Постановщики спектакля синтезировали в нем традиции комедии dell’arte
с традиционной народной узбекской комедией – масхарабоз.
ещё одном феномене евразийской культуры (совместно с Doris Duke Fund for Dance of the National Dance Project), трагедия Эсхила «Орестея».
до творений молодых авторов со всех стран мира, многие из которых впервые были вынесены на суд зрителя именно в этом театре.
а также в 20 гастрольных не фестивальных поездках.